Экономика

Лишняя копейка — и выплата под вопросом: как подработка может лишить семью денег от государства

Сергей Зайцев

Государство приготовило для семей с двумя и более детьми новую ежегодную выплату — возврат части уплаченного НДФЛ. Налог пересчитывают по ставке 6%, а разницу возвращают семье одним платежом. Но право на деньги зависит от среднедушевого дохода: он не должен превышать 1,5 регионального прожиточного минимума, поэтому премия или подработка действительно могут повлиять на решение о назначении выплаты.

Экономист и помощник депутата Госдумы Илья Мосягин, руководитель центра исследования международной политики и экономики Института международных экономических связей, рассказал «Газете.Ru», что при оформлении выплаты учитываются зарплаты, премии, вознаграждения по договорам, доходы от самозанятости и проценты по банковским вкладам. Даже небольшое превышение установленного порога может стать самостоятельным основанием для отказа.

Ежегодная семейная выплата предназначена для работающих родителей с двумя и более детьми. Среднедушевой доход семьи не должен превышать 1,5 регионального прожиточного минимума. Уплаченный НДФЛ пересчитывается по ставке 6%, а разница возвращается семье одним платежом. Регулирование построено достаточно жестко: превышение порога является самостоятельным основанием для отказа. Поэтому дополнительный заработок или премия действительно могут повлиять на право семьи получить деньги.

Особенно внимательно стоит оценивать доходы самозанятых. Заработок, с которого уплачен только налог на профессиональный доход, учитывается при проверке нуждаемости, но сам по себе не формирует сумму возврата: для выплаты у родителя должен быть доход, облагаемый НДФЛ, от трудовой, предпринимательской или профессиональной деятельности.

Отказываться от подработки ради выплаты выгодно далеко не всегда. Если дополнительный заработок стабильно превышает возможную сумму возврата, семье может быть выгоднее сохранить доход. Кроме того, официальная занятость способна влиять на профессиональный рост и формирование пенсионных прав.

При обращении за выплатой в 2026 году проверят доходы и уплаченный НДФЛ за 2025 год. Премии и другие вознаграждения включаются в расчет по фактической дате получения, поэтому разовая выплата от работодателя также может изменить итоговый среднедушевой доход.

Пытаться искусственно занизить доход с помощью фиктивного развода, сокрытия заработка или мнимых договоров рискованно. Недостоверные сведения могут привести к отказу или взысканию уже полученной выплаты, а при наличии оснований — к ответственности по закону.

Ранее было раскрыто число получивших новую семейную выплату.